В свой практике я часто сталкиваюсь с явлением, который иначе как мазохизм, назвать трудно. Обращаются такие люди ко мне примерно вот с такими высказываниями: «Не понимаю, я же все для него делала, а он перестал отвечать на звонки», «Я никогда не ссорюсь, все для нее, во всем себе отказываю, а тут открыл случайно ее компьютер, а там…», «Я сделаю его счастливым, он не понимает…».
Складывается такое ощущение, что у подобной категории людей существует некий кодекс правил, как сделать себе плохо и превратить свою, а за ней и жизнь близкого человека, в ад.
Вот основные правила, для ухудшения качества своей жизни:
- Нельзя выказывать агрессию открыто, из-за этого могут перестать любить.
Агрессия при подобной установке перерождается в скрытые, манипулятивные формы. Чаще проявляющиеся в виде обиды. - Нельзя иметь личных желаний и потребностей. Надо быть удобным и страдать.
Человек начинает жить жизнью партнера, не задумываясь над собственными желаниями и потребностями, запрещая порой их, что может выливаться в дальнейшем в виде неврозов. - Нельзя иметь свои границы.
Страх сказать «нельзя», «стоп», «хватит» и пр. перерождается в патологическую установку, что окружающие злы и враждебно настроены, а соответственно являются плохими и опасными. - Нужно всегда предугадывать желания и «причинять добро». Ничего не требуй взамен, делай все бескорыстно.
Такая установка формирует у окружающих желание пользоваться. Ничего не давая в качестве платы. Кроме того невротизирует самого мазохиста, вызывая страх не заметить чью либо потребность в чем либо. - Здесь и сейчас – «ты должен», «обязан», «потерпишь».
Радость у мазохиста – отказать себе в пользу другого. Жизнь откладывается на потом. Перспектива получения удовольствия пугает, за хорошим обязательно должно последовать плохое.
Очень часто, пациенты с подобными проблемами оправдываются библейской фразой из Евангелия от Матфея, где говорится о любви к ближнему, что его нужно возлюбить как самого себя.
Да, там есть такое: «
Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя…» И я не оспариваю, данное утверждение. Но как можно пытаться любить ближнего, не умея любить себя?
Обойти подобные установки самостоятельно крайне сложно.
Преобразовать подобные установки может качественная психотерапия.